
Название компании и сфера деятельности изменены — неизменной остается суть, которую зачастую может встретиться в любой компании.
В ООО «Могло бы быть и лучше» работает топовый менеджер по, Дмитрий. У него была своя, проверенная временем система, которую также пытались перенять и другие менеджеры.
В один из очередных рабочих дней в CRM-системе у Димы появилось напоминание:
«Пора продлить сервис постоянному Клиенту».
— Ага, знакомая история, — кивнул Дима и пошёл выставлять счёт. Он знал, что бухгалтерия у Клиента работает чётко, платит быстро, а сам сервис им нужен как воздух. Счёт отправлен — через пару дней до его окончания. Оплата. Всё чётко.
Проходит три недели. Новое уведомление:
«Клиент интересуется модулями для расширения сервиса».
Дима снова выставляет счёт. Опять платят. Всё идёт как по маслу. Ещё через две недели — письмо от Клиента:
«Можно добавить рабочих мест на тот же сервис?»
И снова Дима оперативно сработал — счёт, оплата, закрыто.
Руководитель отдела продаж доволен.
— Вот же пример! Три сделки, три оплаты. Молодец Дима.
Но вот ведь парадокс…
Неожиданно этот кейс среди прочих попал в разбор. Казалось бы — тут всё идеально. Но…
Счёт? Выставлен в последний момент.
Модули? Не предложены как уже единое целое решение, к которому клиент пришел еще год назад.
Апсейл? Задачи Клиента? Не требуется.
Контакт? Работа по сделке делегирована на самого Клиента.
Ну и как итог никакого развития Клиента. Только поддержка по факту.
Разговор с Димой
— А зачем заранее писать? — удивился он. — У них система нормальная. Пишут — значит надо. Я отправляю. Они платят. Всё просто.
Он правда верил, что работает удобно. Для себя — точно удобно. А как же Клиент?
Мы решили уточнить.
Связались с представителями клиента и получили резюме:
- Бухгалтерия недовольна — счета приходят в последний момент, без пояснений, приходится выяснять внутри компании, что за счета, нужен ли сервис по факту. Наличие нескольких счетов путают еще больше так как только оплата проводилась, приходит еще счет и еще.
- Отдел закупок — в целом уже привыкли: написали что нужно и получают. Как происходит продление не понимают, но есть и хорошо.
- Отдел логистики — одна из проблемных компаний, так как проблема с документами. Каждый раз надо искать, а обращаясь в компанию, выясняют, что направлены уже но не им. В итоге находят внутри компании.
Внутри компании Клиента не централизованно, но уже обсуждается вопрос смены партнера по приобретению сервиса.
А что можно было сделать иначе?
Для начала совсем немного корректируем подход, назовем его — «чуть-чуть внимательнее»:
- Не за 2 дня, а минимум за 2 недели до окончания сервиса — письмо Клиенту:
- В письме не только продление сервиса с учетом аналогичного счета прошлого года, а счет с учетом расширений и корректировок сервиса.
- В письме также запрашивать подтверждение спецификации и при необходимости расширения рабочих мест.
- Дополнительно указывает имеющиеся услуги и сервисы, которые с учетом имеющегося сервиса, также могут быть полезны Клиенту.
- Адресовать письмо не бухгалтерии, а в отдел закупок с пометкой передачи счета в бухгалтерию для оплаты.
Звучит длинно? Но всё это занимает чуть больше времени один раз, если:
- Группировать счета на продление, обсуждая предварительно все их разом
- Подготовить шаблон письма.
На выходе — меньше действий, выше лояльность Клиента, наличие апсейлов. Эффективность? Вместо трех счетов — один, плюс вероятность расширения сделки. Получается в три раза выше, так как освобождается время на 2-х Клиентов с отправкой писем. И это Клиент решил самостоятельно корректировать процесс работы с Клиентами.
Мораль этой истории?
Иногда кажется, что «всё работает как часы». Но если не смотреть глубже, можно легко упустить Клиента.
Даже если ты «молодец» в своей системе — это не значит, что система не нуждается в апгрейде.
ООО «Могло бы быть и лучше» — всё ещё довольны своей работой. Но теперь немного внимательнее к деталям. Они решили самостоятельно переработать процесс работы с Клиентами и в силу ряда причин не рассматривают варианты:
- более плотной работе с Клиентами в период между продажей и продлением,
- созвонами по сделкам на продление,
- делать более качественный апсейл,
Но все же проблему они увидели и перерабатывать готовы. А Дима? Он не обиделся. Он просто сказал:
— Ну ок. Шаблон письма, говорите?.. А можете подготовить?